...и ощутить сиротство как блаженство
Nov. 5th, 2012 04:31 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В последний год (а может, и раньше, да. даже раньше) все истории, которые сочиняются у меня и пишутся – все с оттенком
сиротства – только сейчас поняла, сформулировала.
Не всегда явное, но вот сиротство сквозит в моей писанине, для меня очень явно.
А я про это с детства, кстати (или некстати вовсе) думала, вот этот сюжет так и так крутила в голове, уж не знаю, отчего. Отчего, родившаяся в полной любви семье, во все стороны - не только родительское гнездо, но и с обеих сторон бабушки-дедушки – полны были ясным любовным свечением - отчего вечно под ложечкой посасывало вот это – обездоленность, нелюбовь, фамильная ущербность, жалеемый кус, жестокое равнодушие, обнуление счастья…
Как-то постоянно возвращаюсь к теме брошенных-подброшенных детей, гордых подкидышей, самолично ищущих отцов или проклявших матерей, моисей в корзинке, кулек у входа церковь, измененное (или скрытое) имя, таимая идентичность, чужая семья, тоска по отцовскому одобрению, материнской ласке, которые добираются то тут, то там, и все так криво добираются…все что-то такое мерещится – Телемак, не узнавший отца, и Эдип, убивший, и где-то рядом – девочка со спичками Эльза из Диких лебедей… Ну, не так трагично, но рядом.
Мне такое лично никогда не было ведомо, но с детства меня этот сюжет тревожил, не знаю, отчего.
Мне даже Христос в раннем детстве казался сироткой, на особом положении безотцовщины, хоть и с привилегиями, и мне всегда так жаль было, что родился он в хлеву, зимой (сильнее всего врезались в память эти наивные северного Возрождения эрмитажные картины, где все происходит где-то под Аахеном или там Амстердамом, в стужу, и вот у коров и коз, что заглядывают в ясли, на рогах иней, в щели намело снега, а Дева малыша кутает красиво в драпировку), в пути…
И вот мало того, что тема эта зудит во мне почему-то, мне еще и кажется, что я очень хорошо понимаю и чувствую сиротство в людях. Даже если у них живы, слава богу, любимые родители и даже дедушки и бабушки…Сироту опознаю сразу.
И для меня это не только и не столько модус тотального сочувствия, нет. Грешно говорить, но скажу, сиротство - это и как ключ к свободе, нежеланной свободе, страшной свободе, но все же - к освобождению, к вылуплению себя самого, без власти крови , родства, фамильного вектора, неопределяемой принадлежности...
Не знаю, как объяснить.
Но вот смесь сочувствия (с оттенком ужаса) и странной пугающей зависти.
